М.Монтессори первой, наверно, подметила, что ребенок, вопреки общепринятому мнению, учится сначала писать, а потом читать. Чтобы оценить глубину и ценность этого наблюдения, договоримся называть письмом превращение звуков в знаки. Способы многообразны: писать можно карандашом, фломастером, мелом на доске, печатать на машинке или компьютере, складывать слова из отдельных букв или наших кубиков, прописывать их указкой по таблице. Шкрябание непременно ручкой и непременно в тетради всего лишь один из способов превращения звуков в знаки. Напишите крупными буквами на карточках 6-7 слов, например, МАМА, ПАПА, ВАСЯ, БАНАН, МАШИНКА, КОШКА, ЯБЛОКО. Покажите их, прочитывая слова, несколько раз ребенку. Разложите, перетасовав, карточки на столе. Спросите, где, к примеру, БАНАН или КОШКА. Частенько даже полуторагодовалые (не говорящие еще) малыши правильно заказываемые карточки обнаруживают. Журналисты любят восхищаться: "Еще не ходит (не говорит), а уже читает!" и прочее. Да не читает ребенок, а пишет, звуки в знаки превращает. Иностранцы, приступающие к изучению русского языка, с детской радостью (опять же на первом занятии) складывают из кубиков слова, которые "как слышатся, так и пишутся": ручка, карандаш, бумага, книга, книги, стол, стул, стулья, дверь, двери, шляпа, шляпы, сумка, сумки, галстук, галстуки, таблица, таблицы, картина, картины, кубик, кубики, лампа, лампы, окна, занавеска, занавески, штора, шторы, мел, тряпка, рубашка, рубашки, туфли, пиджак, пальто, улица, машина и т. п. Чтение - прeвращeниe знакoв в звуки, самый быстрый и легкий путь к нему лежит через письмо. Это и будем учитывать в своей работе, особенно с детьми. Упражнений на превращение звуков в знаки на первых порах должно быть больше, чем на превращение знаков в звуки. |