Беседа о методике воспитания "последнего поколения" 25 ноября 2007 года Лектор: Михаэль Лайтман Эли: Сегодня мы поговорим на очень важную тему, чрезвычайно волнующую наше общество, которая привлекает к себе огромное внимание – это проблема образования. Много написано на тему образования, много сказано, но сегодняшнее состояние приводит нас к какой-то непонятной точке. Ведь сейчас происходит самая длинная в истории нашей страны забастовка учителей, а кроме того, она распространилась также и на высшую школу. И мы затрудняемся найти для нее решения, а в то время все растет насилие в среде подростков, включая очень тяжелые случаи, которые случаются с подростками, которые остались на улице и не знают, чем заняться. Высказываются разные мнения, со всех сторон. И сегодня мы поговорим с Равом др. Михаэлем Лайтманом и послушаем, что говорит каббала по вопросу образования. Ведь это очень важная для нас тема, и похоже, что наша страна находится сегодня на перепутье в этом вопросе. Мы знаем, что в последнее время вы большое внимание уделяете вопросу образования. Поэтому мы захотели встретиться с вами в этой студии и прояснить некоторые вопросы – услышать, что говорит каббала по этому вопросу, находящемуся сегодня в самом центре внимания. Рав: Это очень широкая тема. И она, собственно, сопровождает нас с первого дня, когда мы только приходим в этот мир, и до самой старости, которую мы заканчиваем, занимаясь своими внуками. Воспитание и образование составляют всю основу нашего продвижения от поколения к поколению и определяют будущее человечества. То, что будет с нами завтра, зависит от образования, которое есть у нас сегодня. Сегодня мы в этом полностью полагаемся на учителей, а те в свою очередь, на учебные программы и на того, кто их разрабатывает. И мы не особенно следим, что там происходит. И вообще со стороны общества тут существует какая-то полная беспомощность. Я отдаю своего ребенка в школу, и учителя отвечают за то, что из него выйдет. А родители как бы и не отвечают, что получится из ребенка – они только потом видят, что из него вышло не совсем то, на что они рассчитывали. А кто виноват? Дом, телевизор, интернет, школа, двор, какие-то другие детские кружки? Каждый старается снять с себя ответственность, и в итоге мы остаемся посреди проблемы и только разводим руками. А проблема так и остается неразрешимой. Сегодня все кричат, что Израилю необходимо заняться образованием. И это правильно, всему миру нужно образование, каждому человеку. Но что толку просто кричать – разве они могут предложить какое-то решение? Допустим, мы сейчас заменим одних учителей на других, поменяем чиновников, и снова изменятся все программы и начнется новое денежное вливание в систему, от которой мы, как и прежде, не увидим никакой пользы. Может ли общественность проверить, что за образование дает государство молодому поколению? Ведь это самое для нас важное. После средств для пропитания, следующее для человека по важности – это воспитание нового поколения. Человек ставит этот вопрос вторым по важности после обеспечения себе минимально-необходимых условий для существования. И если мы так легкомысленно к нему относимся, то это видимо свидетельствует о том, что наше общество пока не до конца понимает, что происходит. Это проблема не только образования, но и всего человеческого общества. Все человечество входит сейчас в кризис, и мы не знаем, что нам делать. А потому мы опускаем руки и говорим: что будет, то и будет... А что можно сделать? Ни у кого нет решения. Но на общечеловеческом уровне хотя бы видно, что нет решения: ни для экономической системы, ни для государственной, ни для экологии, ни для всех остальных надвигающихся кризисов – в науке, в религии, в культуре. Там мы, по крайней мере, хотим знать, что предложит тот, кто выступает с новой программой. И мы видим, что там нет решения. И возможно, что этот кризис образования – лишь часть того же общего глобального кризиса. Дело в том, что мы и раньше думали, что у нас то и дело происходят какие-то мелкие кризисы в образовательной системе. Но мы думали, что придет следующее поколение, появятся новые учебные программы, и мы преуспеем. Так и с развитием всего человечества. Все тысячи лет нашего развития мы терпим неудачу за неудачей, и так переходим на следующий этап развития – строим более развитую цивилизацию, отношения между нами, общественные системы, и думаем, что это нам поможет и принесет нам лучшую, более счастливую жизнь. А в итоге мы видим, что жизнь не становится счастливее. Пока мы не приходим к такому кризису, когда никто уже не хочет двигаться дальше, ведь всем понятно, что опять будет так же, «как всегда». Так может и в вопросе образования мы достигли того же окончательного кризиса? Или еще остаются люди, которые до сих пор кричат, что у них есть решение? Но может эти крики вызваны лишь желанием получить новую должность или заработать политическую популярность, а на самом деле у них нет никакого решения? Так давайте их проверим! Мы - все родители, и я, как отец и дед, хочу знать, что они несут новому поколению. Есть ли на самом деле решение, и на чем оно основано, откуда они его взяли? Ведь в образовании – это большая проблема. Сегодня ты даешь учебную программу, и только через десять, пятнадцать или даже двадцать лет видишь результаты. И тогда уже поздно искать тех людей и спрашивать: «Что же вы сделали»?! А они разведут руками: «Ну что делать – ошиблись...» Как это обычно бывает. И что дальше? И здесь то же самое. О тех, которые сегодня провалили наше образование, мы тоже десять или пятнадцать лет назад думали, что они преуспеют. И посмотрите, что случилось. То есть, проблема образования в том, что мы строим его на основах, которые сегодня даже могут казаться нам правильными, а еще через двадцать лет мы увидим, что это была ошибка. И как же нам заранее проверить себя, будто мы уже прошли все двадцать лет развития этой программы? Это проблема. И для этого нам необходимо раскрыть перед собой всю карту развития человечества и посмотреть, почему мы так развиваемся: как в образовании, так и во всех других системах, которые человек строит, двигаясь от кризиса к кризису, от провала к провалу. И выяснить – а есть ли какой-то другой путь? Если мы увидим, что другого пути нет, то тогда у нас нет выбора – будем продвигаться дальше вслепую. Хотя уже и ясно, что то, что кажется хорошим сегодня, завтра, разумеется, окажется плохим, и каждое следующее поколение будет терпеть все большие неудачи. И это при условии, что вообще еще есть возможность дальше так продолжать. Ведь мы узнаем из международной прессы (и это естественно проблема не только Израиля), какое везде царит насилие. Эли: В Англии начали производить детские бронежилеты, чтобы дети могли ходить в них в школу... Рав: И в том числе, это насилие по отношению к родителям, не только к учителям. Про учителей вообще нечего говорить – по статистике 76-77 процентов учителей боятся входить в класс, потому что не знают, что с ними там случится. То есть ты стоишь перед дверью в класс и понятия не имеешь, что произойдет. И это учитель, которого учат, как держать власть над группой, как воспитывать детей и приближать их к себе, чтобы иметь возможность на них влиять, увлекать их, управлять ими и вести в какое-то место и тем путем, который он видит?! Эти вопросы и ответы, которые мы получаем от учителей и детей говорят о полном разрыве между системой образования, учителями и учениками. Здесь есть три компонента: система образования и учителя не находятся между собой в связи, а у учителей нет контакта с учениками. И получается, что ни один не слышит другого. Он не может исполнить, что тот от него требует и хочет. Весь текст на сайте http://www.kabbalah.info/rus/content/view/frame/48234?/rus/content/view/full/48234&main
Источник: http://www.kabbalah.info/rus/content/view/frame/48234?/rus/content/view/full/48234&main |