Екатеринбург – один из крупнейших городов России. Он был основан сподвижниками российского императора Петра Великого, В.Н. Татищевым и В.И. де Генин как завод-крепость на уральской реке Исеть. Датой рождения Екатеринбурга считается 7(18) ноября 1723 года.
Задуманный как административный центр Уральского горнозаводского округа, г. Екатеринбург изначально выделялся из других населенных пунктов Российской империи: именно отсюда осуществлялось руководство казенными и частными металлургическими предприятиями, располагавшимися по обе стороны Уральского хребта. Екатеринбург – город императрицы Екатерины Первой и Святой Екатерины – покровительницы горного дела.
Завод-крепость располагался в серединной, пониженной части Уральского хребта, образующей естественный транспортный коридор и кратчайший, наиболее удобный путь для развития коммуникаций и товарообмена между европейской частью России и Сибирью.
В 1780-х гг. через Екатеринбург прошел большой Сибирский тракт. В городе, помимо металлургии, стали развиваться кожевенное, салотопенное, мыловаренное и свечное производство. Появились купеческие династии. В 1781 г. Екатеринбург получил официальный статус города. По наблюдениям современников, внешний облик города своими прямыми улицами и архитектурой зданий более напоминал европейские, чем российские города. В 1807 г. Екатеринбург, единственный из российских городов, получил статус «горного города», что добавило ему относительную самостоятельность от губернской администрации. С начала XIX в. промышленность Екатеринбурга начала приобретать новую специализацию – машиностроение. При Уральском горном правлении была учреждена особая должность механика, а в 1839 г. на базе Монетного двора вступила в строй Екатеринбургская казенная механическая фабрика, ставшая предвестником промышленного переворота на Урале.
Выгодное географическое положение Екатеринбурга, в центре Уральского региона на границе Европы-Азии, и бум железнодорожного строительства в последней четверти XIX века превратили город в важнейший транспортный узел империи. В 1878 г. Уральская горнозаводская дорога соединила Екатеринбург с Пермью. В 1882-1885 гг. была построена железная дорога Екатеринбург – Тюмень, соединенная в 1888 г. с Уральской дорогой. В 1897 г. Екатеринбург получил выход на Транссибирскую магистраль через Челябинск.
Развитие сети железных дорог вызвали оживление экономики города. В Екатеринбурге успешно развивалась легкая и пищевая промышленность, открылись крупные кредитно-финансовые учреждения: Сибирский торговый и Волжско-Камский банки, отделения Внешнеторгового и Русско-Азиатского банков. Население Екатеринбурга с 1897 по 1917 год выросло в 42,2 до 71,5 тыс. человек.
Очевидно, что к этому времени статус уездного города оказался «тесным» Екатеринбургу. В январе 1918 г. была учреждена особая Екатеринбургская губерния, а в 1923 г. Екатеринбург стал административным центром Уральской области, объединившей прежние Екатеринбургскую, Пермскую, Тюменскую и Челябинскую губернии. По своим размерам это территориальное образование превосходило современный Уральский федеральный округ. В 1924 г. Екатеринбург переименовали в Свердловск в честь одного из лидеров партии большевиков Я.М. Свердлова. В 1938 г. из состава Свердловской области была выделена самостоятельная Пермская область.
В годы первых советских пятилеток продолжалось усиление роли Свердловска как индустриального и транспортного центра. На старом Верх-Исетском заводе была освоена технология выпуска трансформаторной стали. Параллельно была проведена масштабная реконструкция Свердловского железнодорожного узла. В 1930 г. Свердловск был связан воздушным сообщением с Москвой и Иркутском.
Одновременно Свердловск превращался в важный научно-образовательный центр. Еще в 1920 г. в городе был учрежден Уральский государственный университет. К 1940 г. Число вузов достигло двенадцати. В 1932 г. в Свердловске открылся Уральский Филиал Академии Наук СССР. В городе также работали 27 отраслевых научно-исследовательских институтов.
Население города с 1926 г. по 1937 г. возросло с 136 до 400 тыс. человек. В годы Великой Отечественной Войны город внес значительный вклад в разгром фашисткой Германии. Только в июне-августе 1941 года на фронт ушло 15 тысяч свердловчан-добровольцев. Всего за годы войны в рядах Красной армии воевало более 100 тысяч наших земляков. 62 фронтовика, чья довоенная судьба была тесно связана со Свердловском, были представлены к званию Героя Советского Союза. Находясь в глубоком тылу, Свердловск превратился в один из крупнейших в стране эвакуационных пунктов. Столица Урала приняла более полусотни крупных заводов и фабрик, научных и проектно-конструкторских организаций с территории страны, захваченных врагом или находившихся в непосредственной близости от линии фронта. Свердловск увеличил объем выпускаемой военной продукции в 7 раз. С большим напряжением трудились предприятия легкой и пищевой промышленности города, снабжая фронт обмундированием, обувью, продовольствием. За героический труд в годы войны 13 тысяч свердловчан были награждены орденами и медалями. 26 промышленных предприятий были удостоены государственных наград.
Поступательное экономическое, социальное и культурное развитие продолжалось вплоть до конца 1970-х гг. Основу экономического города традиционно составляла машиностроительная отрасль. Наряду с этим стали возводиться предприятия, ориентированные на удовлетворение потребностей населения: камвольный и жировые комбинаты, заводы керамических и гипсовых изделий, крупнопанельного домостроения, трикотажная и кондитерская фабрики. Развернулось широкомасштабное жилищное строительство, появились новые крупные жилые районы. В 1967 г. численность населения превысила один миллион человек. В 1970 г. в городе работало 14 ВУЗов, насчитывалось свыше сотни НИИ и конструкторских бюро, Уральский филиал Академии Наук СССР был преобразован в Уральский научный центр. В 1973 г. за успехи в социально-экономическом развитии и в связи с 250-летием Свердловск был награжден орденом Ленина.
В сентябре 1991 г. Свердловск вновь переименовали в Екатеринбург.
Екатеринбург превратился в самостоятельный хозяйственный механизм, чье развитие определяется ныне не только уровнем промышленного производства крупных промышленных предприятий, но и состоянием торговли, сферы услуг, финансового рынка. Сегодня в Екатеринбурге проживает 1 млн. 337 тыс. человек, что составлет 30 % всего населения Свердловской области. По численности населения Екатеринбург занимает 4 место среди городов России. Территория города – 1143 кв. м. – это третий показатель среди российских городов.
В мае 2000 г. Екатеринбург стал административным центром Уральского Федерального округа. Здесь же расположено и командование Приволжско-Уральского округа.
Современный Екатеринбург – центр тяжелого машиностроения, флагманами которого являются такие индустриальные гиганты, как Уралмаш, Уралтрансмаш, Уралхиммаш, Уралэлектротяжмаш.
Екатеринбург – город высокоточного приборостроения, основанного на применении уникальных наукоемких технологий. Здесь создаются новейшие образцы техники, многие из которых не имеют аналогов в мире. Продукция екатеринбургских предприятий продается в 97 странах мира. Ежегодно в Екатеринбурге проводятся более 170 выставок с международным участием.
Екатеринбург – город с развитой инфраструктурой торговли, туристических и гостиничных услуг, культурного и развлекательного сервиса, в которой успешно работает около 70 тысяч предприятий. Около 30 % трудоспособного населения занято в сфере среднего и малого бизнеса.
Екатеринбург остается крупнейшим транспортным узлом страны с развитой сетью железнодорожных линий и двумя аэропортами, двумя автовокзалами и метро. «Воздушным мостом» Екатеринбург связан с 40 странами мира, а площадь тяготения Свердловской железной дороги составляет 500 тыс. кв. км. Магистраль пересекает 3 часовых пояса, реки Обь, Иртыш, Каму, границу между Европой и Азией, а в северном направлении уходит за полярный круг. Автобусное сообщение городами Пермской, Челябинской, Тюменской и Курганской областей, с городами Башкортостана, Татарстана, Ханты-мансийского автономного округа, северного Казахстана.
Современный Екатеринбург – город, обладающий большим научно-образовательным и культурным потенциалом. Здесь находится Уральское отделение РАН, работает 45 научно-исследовательских институтов, 30 университетов и академий, 37 колледжей, 213 общеобразовательных школ. В городе открыто 50 музеев, 24 театра, 2 филармонии, 35 выставочных и свыше 40 концертных залов и сцен, 60 библиотек, 37 музыкальных и художественных школ, цирк, зоопарк, аквапарк, несколько десятков стадионов, крытых спортивных площадок и дворцов спорта, а так же более 60
гостиниц в Екатеринбурге.
Растущий международный авторитет столицы Урала подчеркивается открытием здесь консульских учреждений 12 иностранных государств, первыми среди которых стали США и Великобритания. В городе работают около 200 представительств и филиалов иностранных компаний, Центр международной торговли. Ежегодно Екатеринбург посещают несколько тысяч иностранных туристов. Дважды, в 2002 и 2005 гг., по итогам Всероссийского конкурса финансового оздоровления экономики России «Золотой рубль» Екатеринбург стал победителем в номинации «Лучшая столица субъекта федерации». А в 2003 г. за социально-экономическое, производственное, научно-исследовательское, социально-культурное, общественное развитие, а также за успешное решение задач малого и среднего бизнеса Екатеринбург был удостоен высокой общественной награды – ордена «Слава России».
В 2003 г. в городе был разработан и принят Стратегический план развития Екатеринбурга до 2015 г. Это плод коллективных усилий ученых, администраторов и общественности города. Стратегический план Екатеринбурга – это коллективное видение того, каким город собирается стать в обозримом будущем, это четко выверенная программа реальных действий по интегрированию Екатеринбурга в глобальную экономику, в новейшие инновационные процессы национального и регионального уровней. Главная стратегическая цель развития города Екатеринбурга заключается в обеспечении высокого и устойчивого повышающегося качества жизни нынешних и будущих поколений горожан.
Промышленный, научный и культурный потенциал в совокупности с выгодным геополитическим расположением Екатеринбурга на границе двух частей света – Европы и Азии – обеспечивают городу благоприятные перспективы развития в наступившем столетии.
Наши друзья:
город Лобня