За помощью к психологу обратилась мать троих сыновей. Двое старших уже взрослые и вполне самостоятельные люди. Забота родителей сконцентрирована на младшем. И он до поры до времени не обманывал их ожиданий: рано начал говорить, сам научился читать, успешно начал учебу в школе. Проблемы начались во втором классе. Мальчик упорно молчал в ответ на обращенные к нему вопросы учительницы. Причем это случалось не всегда, а лишь в отдельных случаях. Что только ни пробовали родители, чтобы изменить ситуацию: ругали Аркашу (так зовут мальчика), обещали материальные поощрения, договаривались с учительницей, чтобы сына спрашивали после урока. Ничего не помогало, и родители были вынуждены обратиться к психологу.
В ходе консультирования было выяснено, что Аркаша не отвечает и молчит только в том случае, когда не уверен, что его ответ будет совершенно безупречным. Аркаша не позволяет себе быть несовершенным в учебе, не соответствовать высоким ожиданиям своих родителей. Невозможность быть самим собой в совокупности своих сильных и слабых сторон привела ребенка к описанному поведению. Молчание - единственно возможный выход для Аркаши в данной ситуации.
Отношение к собственным неудачам и ошибкам во многом является определяющим для учебной активности ребенка. Если каждая ошибка для ребенка - доказательство его интеллектуальной несостоятельности, отсутствия признания и принятия родителями, то на освоение новых учебных навыков у него остается все меньше сил и желания. Так или иначе наступает момент, когда ребенок заявляет: "Все, больше не буду" - или продолжает заниматься, движимый страхом неодобрения, преодолевая внутреннее сопротивление и тем самым приобретая соматические заболевания.
Но ошибка может служить и просто не очень подходящим результатом, одной из попыток. Неудача может стимулировать дальнейшую активность ребенка, разжигая в нем азарт достижения победы над собственной неумелостью. Как ребенок будет относиться к своим ошибкам, зависит от отношения к ним родителей. Их мнение для дошкольников является самым авторитетным по всем вопросам. Если родители верят в своего ребенка, радуются самым незначительным его успехам, то и малыш делает вывод о своей состоятельности в той деятельности, которую сейчас осваивает. Если же каждая неудача ребенка воспринимается родителями как вселенская катастрофа, то и он примиряется с собственной никчемностью. Очень важно быть предельно внимательным к деятельности малыша и буквально выискивать повод для одобрения и похвалы .
Ксюша П. (пять лет девять месяцев), робкая, неуверенная, пассивная, очень послушная и добросовестная девочка. Ксюша занимается в школе развития, в группе из 8 человек. У девочки недостаточно развита монологическая речь и тонкая моторика пальцев рук. Она испытывает трудности при рисовании и работе в тетради по клеточкам. В беседе с мамой психолог рекомендует повышать самооценку девочки с помощью своевременной и искренней похвалы. На что мама горячо возражает: "Так я ее все время хвалю. Сейчас Ксюша вышла после занятия рисованием, показывает мне свой рисунок, а я ей говорю: "Ну надо же. Неужели это ты так нарисовала?"" Мама Ксюши считает свою фразу похвалой, не замечая в ней скрытого смысла: "Такая ты неспособная, даже удивительно, что у тебя иногда что-то получается".
Похвала может принести ребенку пользу, увеличить его уверенность в своих силах, сформировать адекватную самооценку, если родители:
- хвалят ребенка искренне;
- высказывают одобрение не только на словах, но невербальными средствами: интонацией, мимикой, жестами, прикосновениями;
- хвалят за конкретные действия, усилия, инициативу;
- не сравнивают при этом ребенка с другими людьми.
Друзья: портал о лошадях |