Совершенно невероятные, шокирующие данные получили психологи в ходе последних изысканий. 9 из 10-ти подростков хотя бы раз задумывались о самоубийстве. Это самый трудный, тревожный возраст. Большинство взрослых теряет контакт с собственными детьми. Только мудрость родителей позволяет сохранить хорошие отношения, доверие и удержать от наркотиков, преступлений и прочих - множественных бед.
Любовь Долгополова, учитель начальных классов: "Вот это лебедь, который мне подарил Азоркин Тимур. Таких лебедей мы делали на уроках труда".
В то, что произошло с 14-летним Тимуром, до сих пор отказываются верить, и не могут понять учителя и одноклассники. В школе он всегда был на хорошем счету. Спокойный и уравновешенный мальчик. И от этого его самоубийство кажется еще более загадочным. Тимура Азоркина нашли дома, висящем на ремне на дверной ручке.
Людмила Тудиярова, классный руководитель 7 класса: "На его психику подействовала смерть отца, и каким-то образом он узнал подробности смерти, но почему он также все это повторил, не знаю".
Тимур учился во 2-м классе, когда его отец покончил собой. Детская психика, видимо, так и не вынесла смерти любимого человека. Он очень сильно любил своего отца.
Любовь Долгополова, учитель начальных классов черемшанской школы №1: "Он очень переживал, был в подавленном состоянии. Отключался на уроках, не мог работать. После уроков он не торопился домой. Или он боялся".
Изменения, которые произошли с Тимуром, заметили и одноклассники. Он все чаще стал говорить о смерти, все больше смотреть фильмы ужасов и начал собирать довольно странные картинки.
Сабина Шайхутдинова, одноклассница Тимура Азоркина: "Он подошел ко мне с картинкой на телефоне. Там труп разрезанный. Я спросила: "Его что потом зашивают?" Он сказал: "Да. Моего отца тоже зашивали"".
Гузель Хакимова, одноклассница Тимура Азоркина: "Он немного изменился психологически. Больше дрался с мальчиками. Конфликтовал".
Тимур находился как раз в том возрасте, когда мальчики переживают бурное гормональное созревание. Как говорят психологи, сознание, психика просто не успевают за теми процессами, которые происходят в организме. Именно в этом возрасте родителям нужно быть особенно внимательными к своему чаду.
Александр Шадура, семейный психотерапевт: "Если нет взаимного доверия, то ребенок может замкнуться, уйти в себя и в какой-то момент могут возникнуть мысли, например, о самоубийстве или даже предпринять попытку покончить с собой".
Подростковый возраст - период, когда ребенок начинает требовать, чтобы к нему относились, как к взрослому, и любыми путями пытаются вырваться из-под опеки родителей. "Я ухожу. Прошу меня не искать" - такие записки нашли родители сразу четверых иркутских школьниц.
Ольга Винокурова, мать Марии Винокуровой: "Около 7 часов Маша, как раз где-то 15-20 минут восьмого она всегда дома. Ее нет. И вижу, что вот достаточный беспорядок по квартире. Ну, как будто, второпях кто-то собирался. Лежит краска, вернее коробочка из-под краски на туалетном столике и кисточка. Значит, кто-то красился".
Их искали неделю. Все это время родители не находили себе места и пытались понять, почему такое могло случиться. Ведь никаких проблем, по их мнению, с детьми не было.
Андрей Рукосуев, отец Полины Рукосуевой: "Просто ни с того, ни с сего взяла и исчезла. Утром подошла проверить домашнее задание. Все. Разговор был вполне нормальный".
Их нашли вот в этом заброшенном доме. В Ангарске, в нескольких километрах от Иркутска. Как водится в таких случаях, в компании был лидер, за которым и потянулись все остальные. Это Алина Груздева первой решила уйти из дома и начать самостоятельную жизнь. Подруги поддержали.
Алина Груздева: "Ну, я не знаю. Мы встретились в школе, я сказала, что у меня появились проблемы. И мне надо уехать из города. Девчонки посовещались и вечером мне сказали, что они поедут со мной".
Как сделать так, чтобы ваш ребенок не искал помощи и поддержки на стороне. Как в разговоре с детьми сохранять мудрость и спокойствие. Эти вопросы неизбежно задают себе практически все родители.
Александр Шадура, семейный психотерапевт: "Важно, чтобы между родителями и ребенком сохранялся открытый контакт, чтобы ребенок мог доверить родителю, поделиться с ними какими-то проблемами или неприятностями, чувствами и не встретить осуждения или резкой оценки".
В семье Кипятковых подростковый период гладким тоже не назовешь. Здесь трое детей, но помучиться пришлось со средним сыном - Сергеем. Из дома он убегал часто. Говорит, хотел стал крутым, героем в глазах одноклассников. Теперь на своем опыте уже может дать совет другим".
Сергей Кипятков: "Раньше я не понимал еще жизни, и хочу посоветовать даже другим детям, которые убегают из семьи - никогда такого не делайте. Слушайте родителей своих, какими бы они не были".
Сейчас отец Сергея понимает: ремнем делу не поможешь. Секрет доверительных отношений в другом.
Дмитрий Кипятков, отец Сергея: "С любым ребенком нужно найти общий язык и попытаться все-таки для ребенка, наверное, в большей степени быть не отцом, не матерью, а в большей степени быть другом.
Ведущий: Большие детки - большие бедки. Обо всем многообразии проблем, которые неизбежно возникают с подростками, мы поговорим с доктором психологических наук, доцентом Московского государственного психолого-педагогического университета Олегом Лишным. Какие самые распространенные сложности сопровождают взросление ребенка?
Гость: Самые распространенные сложности связаны с тем, что родители не умеют чаще всего понимать своего ребенка и относятся к нему, как к недоделанному взрослому человеку. То есть, равняются на себя и, исходя из своего понимания мира, жизни и окружающего всего, требуют этого понимания от ребенка. А у ребенка свой мир.
Ведущий: С какого возраста это надо учитывать?
Гость: Ну, в принципе, чем раньше, тем лучше. Скажем так, лет с двенадцати-тринадцати это по существу просто необходимо. К подростковому возрасту человеку надо увидеть, понять социальный мир людей, их отношения помимо семьи, не только в семье, а в окружающем мире. И найти свое место в этом, в этой модели мира.
Ведущий: Как должны конкретно действовать родители?
Гость: Ну, во-первых, родители должны принять своего взрослеющего ребенка как личность, которая нуждается в уважении. Во-вторых, необходимо, прежде всего, социально актуальное занятие. То есть, он должен научиться делать дело, за которое его будут уважать окружающие. Причем надо учитывать взрослым, что передача своего опыта жизненного и передача основных, так сказать, идей взросления на словах не эффективна. Надо на примерах.
Ведущий: Собственных примерах.
Гость: Надо, надо, начиная с собственного примера. Ведь очень важно, чтобы ребенок рос, самоутверждаясь, с заботой не только о себе, а с заботой о других людям. Причем приходиться признать, что подростку нужна некоторая демонстративность. Это неплохо, это одно из условий.
Ведущий: И ему надо такую возможность, да?
Гость: Дать такую возможность, и в то же время, чтобы в основе была забота. Это начинается усилиями самих родителей. Если они о ком-то, кроме самих себя, заботятся и привлекают к этому ребенка, это уже первый шаг.
Ведущий: Подросткам свойственно замыкаться, уходить в себя. Спрашивать их иногда бывает бесполезно о чем-то. Остается только наблюдать. Вот что можно увидеть, какие признаки тревожные, так скажем?
Гость: Тревожные признаки связаны прежде всего с кругом общения подростка. Кто, какие у него друзья, кто эти друзья, чем они любят заниматься. Но надо быть готовыми к тому, что в 12 лет ребенок меньше рассказывает родителям, чем своим друзьям в школе, чем значимому человеку вне семьи. Нервничать по этому поводу не надо. Это возрастная черта. |