Главная Регистрация Вход
Меню сайта


Начало » 2008 » Апрель » 3 » Дети и контактные линзы
Дети и контактные линзы
Не так давно в одной утренней передаче телевидения ведущие брали интервью у приглашенного в студию врача-офтальмолога. Во время беседы речь зашла о детях и очках. Ведущие подняли такой вопрос: что делать близорукому ребенку, которому вроде бы и требуются очки, но одноклассники над ним смеются, обзывают «очкариком»? Что может посоветовать специалист?

Врач немного смутилась и ответила, что если очки требуются, то родители могут объяснить ребенку, почему их необходимо носить. Жаль, что в этом разговоре были забыты контактные линзы — ведь многим детям они могли бы помочь.

Преимущества контактной коррекции
Если говорить о качестве коррекции зрения, то, пожалуй, контактную коррекцию можно считать одним из наиболее эффективных методов. Контактная линза, находясь непосредственно на глазу, создает с ним единую оптическую систему, исключая ограничение полей зрения и оптические искажения предметов при взгляде вбок и практически не изменяя величину изображения.

Кроме того, линзы позволяют избежать таких известных проблем «очкариков», как запотевание стекол, давление очков на нос и уши, и не влияют на внешний вид пациента.

Еще в конце 1990-х годов единственно доступным для большинства российских врачей методом коррекции близорукости у детей и подростков были очки. На вопрос, что делать, если ребенок стесняется очков и из-за этого отказывается их носить, врачи разводили руками и призывали родителей быть строже со своими детьми. Появление на российском рынке высококачественных мягких контактных линз, в частности контактных линз плановой замены, линз с очень высоким коэффициентом кислородопроницаемости (Dk/L), расширило возможности детских офтальмологов.

Появление же более совершенных средств для ухода за контактными линзами, упростивших обращение с ними, сделало контактную коррекцию лучшим выходом для детей и подростков, имеющих проблемы со зрением.

Контактные линзы показаны детям и подросткам при различных нарушениях рефракции, амблиопии, афакии (отсутствие хрусталика), а также в случаях, когда очковая коррекция не дает ожидаемых результатов.

Оптимальный возраст детей для коррекции рефракционных нарушений контактными линзами – 6–7 лет.
Пациент, выбирающий контактную коррекцию для исправления аномалий рефракции, должен уметь самостоятельно ухаживать за своими контактными линзами, назначая же контактные линзы детям младше этого возраста, врачи-контактологи, в обязательном порядке должны обучать уходу за контактными линзами родителей.

Впрочем, сегодняшние дети довольно часто бывают не по возрасту разумны, и даже шестилетки могут относиться к контактным линзам и уходу за ними очень ответственно, тогда как подростки, наоборот, менее добросовестно.

К сожалению, довольно сложно дать четкое определение тому, что есть «успешная адаптация детей к контактным линзам». Однако, как ни парадоксально это звучит, чаще всего бурная непосредственная реакция ребенка на возможный дискомфорт помогает нам определить, насколько успешно в данном случае ношение мягких контактных линз.


Контактные линзы – оптимальный метод коррекции для детей, ведущих активный образ жизни, занимающихся различными видами спорта.

Очки значительно уменьшают периферическое поле зрения, затрудняя пространственную ориентацию, поэтому они не подходят для занятий подвижными и командными видами спорта, такими как спортивная и художественная гимнастика (в этих случаях очкам просто трудно удержаться на переносице), хоккей (здесь очки несовместимы еще и с защитным шлемом), футбол.

Во время игр на детских площадках очки могут запылиться, запотеть и даже привести к травме лица.

Как правило, главной причиной, по которой родители с детьми часто посещают врача-офтальмолога, является потеря, поломка или деформация очков.
Кроме того, нередко мягкие контактные линзы являются не только единственно возможным средством коррекции нарушений зрения детей, но и средством экономии финансов родителей.

Немаловажно и то, что ношение очков, особенно с «сильными» стеклами, невыгодно выделяет ребенка среди сверстников, делая его уязвимым и порождая комплексы.

И именно его мотивации являются определяющими при выборе контактных линз как метода коррекции зрения. Также следует учитывать и возможно уже имеющийся опыт ношения контактных линз у родителей. Если планируется, что ребенок будет носить контактные линзы только во время спортивных тренировок и активного отдыха, стоит выбрать именно мягкие контактные линзы, причем лучше однодневные, поскольку в этом случае исключается проблема ухода за контактными линзами. (К слову, жесткие контактные линзы требуют индивидуального подбора и изготовления; при занятиях спортом эти линзы, в отличие от мягких контактных линз, легко поцарапать, расколоть или вообще потерять – ведь глаза ребенка находятся в постоянном движении, а в таких условиях особенно трудно сохранить стабильное положение контактных линз на глазу.)

Особенность детских глаз – более низкая чувствительность роговицы, нежели у взрослых.
Поэтому ребенку лучше подбирать контактные линзы с высоким коэффициентом кислородопроницаемости (Dk/L). Дневной режим ношения контактных линз является предпочтительным для детей всех возрастов, поскольку при нем риск травмировать глаза или получить какое-либо осложнение из-за неправильного ношения гораздо меньше.

Регулярное надевание и снятие контактных линз – вполне доступные для ребенка действия. Имея даже небольшую практику, он способен самостоятельно проделывать это, не прибегая к помощи взрослых.

Показания к назначению контактных линз
Контактные линзы назначаются детям в следующих случаях.
1. Близорукость (миопия). Результаты многих исследований показали, что ношение как мягких, так и жестких газопроницаемых контактных линз способствует замедлению прогрессирования близорукости, а в некоторых случаях даже ее стабилизации. Однодневные мягкие контактные линзы и линзы длительного ношения доступны для коррекции практически любых степеней близорукости.

2.Дальнозоркость (гиперметропия).
Коррекция гиперметропии высоких степеней контактными линзами – не только более эстетичный вид коррекции, но и более физиологичный. В контактных линзах ребенок видит предметы истинных размеров и воспринимает их на том расстоянии, на котором они реально находятся, в отличие от очковой коррекции, которая увеличивает и приближает предметы (а это негативно влияет на психику ребенка и повышает опасность уличного травматизма).

Для детей с гиперметропией возможен выбор жестких газопроницаемых и мягких контактных линз, однако контактные инзы однодневного ношения и из силикон-гидрогеля детям, у которых гиперметропия превышает +6,0 дптр, недоступны.

3. Астигматизм – одна из частых причин низкой остроты зрения у детей дошкольного возраста.
Это аномалия оптической системы глаза, при которой в двух взаимно перпендикулярных меридианах глаз имеет разную преломляющую силу. Сложнее всего корригируется смешанный астигматизм, когда в глазу в двух взаимно перпендикулярных меридианах сочетаются две разные рефракции: миопия и гиперметропия.

Кроме того, что астигматизм снижает остроту зрения, он иногда приводит к развитию косоглазия и амблиопии и может явиться причиной недомоганий ребенка. Наличие астигматизма, составляющего более 2 дптр, непереносимость жестких контактных линз и наличие хрусталикового астигматизма являются прямыми показаниями к применению мягких торических контактных линз. Сегодня мягкими торическими контактными линзами можно откорригировать астигматизм до 5 дптр.

Коррекция роговичного астигматизма у детей возможна и жесткими газопроницаемыми контактными линзами, однако вследствие хронического травмирования верхнего века контактной линзой может развиться птоз верхнего века, а кроме того, под жесткую контактную линзу может попасть инородное тело и вызвать травму эпителия роговицы. Все это делает более предпочтительным применение у детей именно мягких контактных линз.

4. Анизометропия – состояние, при котором рефракция правого и левого глаз различна.
Анизометропия небольшой степени (до 1,5–2,0 дптр) достаточно легко переносится и корригируется очками. В случаях разницы рефракций в более чем 3,0 дптр ребенок пользуется лучшим – доминантным – глазом, а изображение от хуже видящего глаза подавляется мозгом, и этот глаз не участвует в формировании зрительного образа. Врожденная анизометропия, как правило, является одной из причин развития амблиопии. Высокая анизометропия является прямым показанием к подбору контактных линз.

5. Амблиопия (ленивый глаз).
Как правило, дети школьного возраста с амблиопией с трудом соглашаются выполнять одну из главных рекомендаций врача – закрывать окклюдером или заклеивать лейкопластырем лучше видящий глаз. Причиной тому является элементарное неудобство и неэстетичный внешний вид. В этом случае, как альтернатива заклейкам, ребенку может быть успешно проведена пенализация с помощью мягких контактных линз. Пенализация (от фр. penalite – наказание, штраф), искусственное ухудшение (затуманивание) зрения лучше видящего глаза с помощью коррекции, – один из эффективных методов лечения амблиопии.

Амблиопия чаще встречается у детей с гиперметропией, поэтому, как правило, корригировать необходимо оба глаза. Сила контактной линзы, с помощью которой затуманивается лучше видящий глаз, должна быть значительно больше, чем его рефракция. При использовании мягких контактных линз для проведения пенализации у врача более широкие возможности, чем при назначении очковой коррекции. Разница в оптической силе контактных линз будет легко переноситься ребенком. Единственно, к чему он должен привыкнуть, – смотреть хуже видящим глазом. Возможность подглядывать лучше видящим глазом из-под контактной линзы, как это делают дети в очках, полностью исключается.

6. Афакия.
Оптимальной коррекцией зрения для детей после удаления как врожденной, так и травматической катаракты на сегодняшний день является контактная коррекция. При односторонней афакии коррекция очками просто невозможна. Во-первых, из-за того что у ребенка имеется очень большая разница в рефракции между глазами и в оптической силе стекол очков, соответственно, и разница в весе стекол очень велика, а значит, одно стекло тяжелее, и поэтому очки на лице постоянно будут перекошены. Кроме того, ношение очков при односторонней афакии является причиной анизейконии – состояния, при котором изображение одного и того же предмета воспринимается по величине каждым глазом по-разному. Зрение детей с двусторонней афакией теоретически может быть корригировано «плюсовыми» очками, как и при гиперметропии. Однако при этом очки в еще большей степени будут увеличивать и приближать предметы, значительно ограничивая боковое поле зрения и способствуя развитию у ребенка комплекса неполноценности.
При удалении врожденной катаракты детям может быть имплантирована интраокулярная линза, однако вопрос применения данного метода коррекции у детей до сих пор остается спорным. Принимая решение в пользу того или иного метода коррекции, родители должны четко представлять себе преимущества и недостатки каждого из них, причем информированность родителей полностью зависит от врача.

Подбор контактных линз врачом
Существует восемь основных этапов подбора контактных линз детям и подросткам:
1. Осмотр на щелевой лампе в целях исключения патологии переднего отрезка глаза, которая служит противопоказанием к подбору контактной коррекции.
2. Определение параметров глаза для подбора пробной контактной линзы (определение диаметра роговицы и выбор диаметра контактной линзы; определение радиуса кривизны роговицы на кератометре и выбор базовой кривизны контактной линзы).
3. Определение клинической рефракции глаз для выбора оптической силы контактной линзы.
4. Проведение офтальмоскопии – выявление неоптических причин низкого зрения.
5. Примерка контактной линзы – оценка положения и подвижности контактной линзы на глазу (подвижность контактной линзы у детей должна быть несколько меньше, чем у взрослых), определение остроты зрения.
6. Уточнение конечной оптической силы контактной линзы после определения остаточной рефракции на глазу с контактной линзой.
7. Окончательный выбор контактной линзы. Для того чтобы убедиться в правильности выбора типа контактной линзы, необходимо примерить несколько контактных линз различных дизайнов и выбрать среди них ту, с помощью которой получены оптимальные центровка и подвижность и максимальные острота зрения и комфортность. Мягкая контактная линза должна прилегать к роговице у ребенка плотнее, чем у взрослого, во избежание ее выпадения из глаза и потери.
8. Инструктирование детей и их родителей по ношению контактных линз и уходу за ними.
Врач обязательно должен убедиться в том, что при необходимости родители сумеют снять контактную линзу с глаза ребенка.

И наконец, врачу необходимо:
1. Иметь полный контакт с родителями. Родители должны четко понимать объективную необходимость контактных линз для их ребенка, они должны быть в курсе всех положительных и отрицательных сторон контактной коррекции.
2. Обучить родителей надевать контактные линзы вместе с ребенком, чтобы в случае необходимости они смогли помочь ему надеть или снять контактную линзу.
3. Проинструктировать родителей, как очищать и хранить контактные линзы. Очень важна простота, действенность и безопасность средств для ухода за контактными линзами, предпочтение должно отдаваться многофункциональным растворам.
4. Проводить очередную смену контактных линз с обязательным контролем остроты зрения, каждый раз проверять посадку новых контактных линз. Контролировать правильность эксплуатации, очищения и хранения контактными линзами и убедиться в том, что они не вызывают никаких нежелательных проявлений.

Источник: Ochki.Net

Просмотров: 807 | Добавил: sat | Рейтинг: 0.0
[05.09.2016]
Когда нужна психологическая помощь подросткам (0)
[08.07.2016]
КАК ПРАВИЛЬНО ВЫБИРАТЬ НАРЯДНЫЕ ПЛАТЬЯ ДЛЯ ДЕВОЧЕК (0)
[08.06.2016]
Как приготовить полезную для нашего здоровья печень (0)
[03.05.2016]
Консультация юриста по наследству (0)
[12.11.2015]
Свой бизнес производство спецодежды (0)
[27.10.2015]
Как выбрать матрас (0)
[17.10.2015]
Аренда кофемашин – недорогой способ войти в вендинговый бизнес (0)
[17.10.2015]
Шьем шторы для кухни своими руками: 3 мастер-класса с пошаговыми фото инструкциями (0)
[17.10.2015]
Наследственные споры (0)
[17.10.2015]
Самодиагностика алкоголизма: как узнать, что пора к врачу (0)
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Анонсы

Новое на форуме

Наш опрос
В каком возрасте Ваш ребенок научился писать?
Всего ответов: 111

Статистика
Каталог детских ресурсов 
 KINDER.RU
Рейтинг детских сайтов - Ваше чадо
Top.Gde.ru - Топ100 рейтинг

Directrix.ru - рейтинг, каталог сайтов
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования




Copyright MyCorp © 2006
Сайт управляется системой uCoz