Главная Регистрация Вход
Меню сайта


Начало » Статьи » Образование » Готовимся к школе

Готов ли Ваш ребенок к школе?
nullАкцентируя свое внимание на интеллектуальной подготовке ребенка к школе, родители иногда упускают из виду эмоциональную и социальную готовность, включающие в себя такие учебные навыки, от которых существенно зависят будущие школьные успехи. Социальная готовность подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять инструкции учителя, а также навыки коммуникативной инициативы и самопрезентации. Сюда можно отнести и такие личностные качества, как умение преодолевать трудности и относиться к ошибкам как к определенному результату своего труда, умение усваивать информацию в ситуации группового обучения и менять социальные роли в коллективе класса.
Часто родители дошкольников, рассказывая детям о школе, стараются создать эмоционально однозначный образ. То есть говорят о школе только в позитивном или только негативном ключе. Восторженные родительские отклики звучат обычно так: "В школе-то как интересно", "Отличником у нас будешь". Родители полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к учебной деятельности, которое будет способствовать школьным успехам. В действительности же ученик, настроенный на радостную, увлекательную деятельность, испытав даже незначительные негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду), может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: ситуация неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, недостаточное внимание со стороны учителя, расхождение оценки учителя с привычной родительской оценкой, а также множество подобных ситуаций.
Другие родители, понимая, что не все в школе будет у ребенка получаться с первого раза, заранее готовят его к неудачам: "Давай старайся, в школе еще труднее будет", "Это еще маленькое задание, в школе будут больше задавать". Иногда образ школы используют как устрашение: "Вот учительница тебе двоек наставит", "За такое поведение тебя в школе сразу в хулиганы запишут". Такие родительские напутствия вряд ли научат малышей настойчивости в преодолении трудностей. Скорее они подготовят почву для действительных двоек и небезупречного поведения. Таким образом, ни однозначно позитивный, ни однозначно негативный образ школы не приносит пользы будущему ученику. Родителям следует сосредоточить свои усилия на более подробном знакомстве ребенка со школьными требованиями, а главное - с самим собой, своими сильными и слабыми сторонами.
Часто, стараясь быть объективными в оценивании успехов своих детей, взрослые не скупятся на критические замечания. Не замечая достижений ребенка, они добиваются в конце концов того, что ребенок отказывается от деятельности вообще, не предпринимает никаких попыток преодолеть трудности, обливаясь слезами или сбегая. Подобное поведение получило в поведенческой психологии название "выученной беспомощности" . С помощью исследований было определено, как оно формируется. Если человек оказывается в ситуации, когда внешние события, как ему кажется, никоим образом от него не зависят, их нельзя предотвратить или видоизменить, а потом это состояние переносит на другие ситуации, то налицо "выученная беспомощность". Очень непродолжительной истории неконтролируемости внешней среды достаточно для того, чтобы выученная беспомощность начала жить собственной жизнью и управлять поведением человека. У маленького ребенка "выученная беспомощность" часто возникает из-за полного отсутствия каких-либо реакций со стороны окружающих его взрослых.
На консультацию к психологу обратилась бабушка семилетнего Игоря Н. с жалобой на пассивность мальчика. Игорь скоро пойдет в первый класс, и бабушка беспокоится, как он будет учиться в школе. Мальчик упорно отказывается от любых занятий по подготовке к школе, со слезами твердя: "У меня ничего не получится", "Я не умею". В разговоре выяснилось, что родители Игоря так много работают, что на всю неделю отправляют ребенка к бабушке, которая не может полноценно заниматься с мальчиком из-за постоянных головных болей. Домой Игорь попадает только по воскресеньям, но даже тогда он предоставлен сам себе: смотрит телевизор и играет на компьютере.
Бедная на общение среда приводит к возникновению "выученной беспомощности". Когда со стороны родителей отсутствует реакция на поступки, усилия, слова детей, то малыши не могут сопоставить свое поведение с реакцией взрослых, а значит, понять, какое поведение одобряется, а какое - нет. Ребенок попадает в ситуацию неопределенности, и наиболее безвредный выход из нее - полная бездеятельность. Второй причиной возникновения "выученной беспомощности" является однообразие реакций взрослых на действия ребенка.
Ученик второго класса Женя П. имеет диагноз "дисграфия" (частичное расстройство процесса письма). Начал с энтузиазмом заниматься со школьным логопедом в надежде исправить свою неизменную двойку по русскому языку. Через 3,5 месяца результаты коррекционной работы были очевидны, Женя сделал в очередном диктанте 5 ошибок вместо обычных 8-10. К сожалению, оценка за диктант осталась прежней - два. После этого мальчик перестает посещать занятия логопеда, объясняя это так: "Логопед мне не помогает - как была двойка по русскому языку, так и осталась".
Однотипные реакции взрослых способствуют формированию беспомощности. Причем это касается как постоянно позитивных, так и постоянно негативных реакций. Воспитание детей из богатых семей с однотипно позитивными реакциями родителей так же опасно, как и неизменные наказания и недовольство. Опасность состоит именно в однотипности реакций взрослых на действия детей. Ребенок, который в ответ на разное (хорошее и плохое) поведение получает совершенно одинаковые реакции взрослых (безразличные, приятные, негативные), а в ответ на свои разные усилия (напряженные или минимальные) получает одинаковые оценки (вечное недовольство или необоснованные восторги), теряет ориентиры для управления собственной активностью.
Просмотров: 1363 | Рейтинг: 0.0

[05.09.2016]
Когда нужна психологическая помощь подросткам (0)
[08.07.2016]
КАК ПРАВИЛЬНО ВЫБИРАТЬ НАРЯДНЫЕ ПЛАТЬЯ ДЛЯ ДЕВОЧЕК (0)
[08.06.2016]
Как приготовить полезную для нашего здоровья печень (0)
[03.05.2016]
Консультация юриста по наследству (0)
[12.11.2015]
Свой бизнес производство спецодежды (0)
[27.10.2015]
Как выбрать матрас (0)
[17.10.2015]
Аренда кофемашин – недорогой способ войти в вендинговый бизнес (0)
[17.10.2015]
Шьем шторы для кухни своими руками: 3 мастер-класса с пошаговыми фото инструкциями (0)
[17.10.2015]
Наследственные споры (0)
[17.10.2015]
Самодиагностика алкоголизма: как узнать, что пора к врачу (0)

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Анонсы

Новое на форуме

Наш опрос
Как часто Вы меняете зубную щетку у ребенка?
Всего ответов: 94

Статистика
Каталог детских ресурсов 
 KINDER.RU
Рейтинг детских сайтов - Ваше чадо
Top.Gde.ru - Топ100 рейтинг

Directrix.ru - рейтинг, каталог сайтов
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования




Copyright MyCorp © 2006
Сайт управляется системой uCoz